Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Изнасилования в Библии

Оригинал взят у shakko.ru в Изнасилования в Библии
В рамках традиционной рубрики "омерзительное искусствоведение" рассмотрим некоторые истории в той самой Библии,
которую нашим школьникам предлагают изучать вместо Толстого и Достоевского.

Действительно, крайне увлекательное чтение для подростков,
намного интересней неба Аустерлица и Сонечки Мармеладовой.


Collapse )

ЭКЛЕКТИКА ИЛИ ЧТО ?

Оригинал взят у andrey_kuprikov в ЭКЛЕКТИКА ИЛИ ЧТО ?
Разрыв шаблона. Стоит перец, у Стены плача, на голове кипа, на шее свастика, на маечке рисуночек никак не ангельский, на руках татуировочки, тоже скорей всего не самого духовного содержания и кому то молится. Вопрос кому ?

hIRjlyfgNTY

Плутео с изображением животных на алтарных преградах

Оригинал взят у uchitelj в Плутео с изображением животных на алтарных преградах
С перерывом более двух лет возвращаюсь к своей любимой теме.

Самый распространенный тип алтарной преграды - ТЕМПЛОНА - представляет собой ряд тонких колонн с мраморными плитами, поддерживающих архитрав.  Алтарные преграды существовали в византийских церквях еще с раннехристианского периода и на протяжение веков мало менялись. "Для византийцев алтарная преграда, высеченная из мрамора и украшенная драгоценными шелковыми завесами, представляла самодовлеющую эстетическую ценность, прельщавшую глаз красотою пропорций и строгих архитектурных линий. Вот почему они столь упорно не хотели превращать темплон в простую подставку для икон".
Чаще всего мраморные плиты украшались геометрическим и растительным орнаментом, а на архитраве помещались изображения святых.



Базилика Санта-Мария-Ассунта, Торчелло. Одна из немногих сохранившихся алтарных преград

В эпоху иконоборчества (VIII в.) скорее всего эти изображения (святых) были уничтожены и заменены чисто декоративными мотивами, почерпнутыми из звериного и растительного мира. "Процесс проникновения этих мотивов в украшения алтарных преград был столь интенсивным, что его не смогли пресечь даже самые ревностные из иконопочитателей....  В доиконоборческую эпоху в декоре темплонов  в основном доминировали кресты, хризмы, монограммы заказчиков и отвлеченные орнаменты, и лишь изредка можно было встретить отдельные изображения птиц и животных. В постиконоборческую эпоху  широчайшее распространение получают зооморфные образы... Они выполняют лишь украшательские функции, в них не вкладывают никакого религиозного смысла, они призваны радовать глаз и удовлетворять эстетические потребности человека...
Начиная с IX века, резко возрастает количество ... фрагментов алтарных преград, которые украшены изображениями львов, газелей, крылатых грифонов и различных птиц. Я не стану здесь вдаваться в обсуждение вопроса о том, какой символический смысл вкладывали в тот или иной зооморфический образ. Чаще всего это были чисто декоративные мотивы, почерпнутые из произведений светского прикладного искусства, особенно из шелковых тканей. В ...трактате патриарха Никифора, несомненно, идет речь о завесах алтарных преград, на которых были вытканы изображения животных. Но последние находили себе применение также в декорировании архитравов, где они мирно уживались рядом с изображениями крестов и святых. Такое соседство стало возможным только после того, как иконоборцы приучали десятилетиями воспринимать образы разветвленного звериного мира естественным дополнением к украшению церковного интерьера."
 

Collapse )

Реставрация Храма Гроба Господня

Оригинал взят у grol1410 в Реставрация Храма Гроба Господня
      Команда реставраторов впервые за 200 лет приступила к работе в древнем храме Гроба Господня в Иерусалиме, построенном, как полагают, над тем самым местом, где, согласно Евангелию, был распят и погребен Иисус Христос.
    Перед строителями поставлена задача укрепить здание храма, которому насчитывается около семнадцати столетий. Долгое время реставраторы не могли приступить к работе из-за разногласий между представителями различных конфессий, которые совместно владеют храмом и по очереди проводят там службы.

Collapse )

Боги евреев: Сыны Божии

Оригинал взят у aquilaaquilonis в Боги евреев: Сыны Божии
Первоначальной религией Израиля была местная разновидность общеханаанейской религии с Элом во главе пантеона, а также с Ашерой, Ваалом и другими менее значительными богами («сынами Эла»). С конца II тысячелетия в этот пантеон вклинивается принесённый кочевыми племенами из Южного Заиорданья Яхве, который постепенно присваивает себе свойства Эла, Ваала и Ашеры и вытесняет их из пантеона. На стадии исключительного яхвизма Яхве отождествляется с Элом, а Ваал и Ашера объявляются инородческими божествами. Существование других богов не отрицается, но богом Израиля провозглашается только Яхве, потому что только Яхве заключил завет с Израилем. Эта точка зрения яхвистского пророческого движения выражена в девтерономистском протографе Еврейской Библии (далее – ЕБ). Среди авторов ЕБ первым и единственным последовательным проповедником подлинного монотеизма, утверждавшим, что нет никаких других богов кроме творца Яхве, был Второисайя (предположительный автор глав 40-55 Книги пророка Исайи, проповедовавший среди еврейской диаспоры в Вавилоне накануне персидского завоевания в 550-540-х гг.). За пределами его сочинения подлинный монотеизм присутствует в ЕБ лишь в виде поздних интерполяций и эмендаций. Нормой для мировоззрения авторов ЕБ является многобожие.

Collapse )

Яхве отправляется на битву со своими врагами верхом на запряжённой конями колеснице (езда верхом передаётся в еврейском языке корнем rkb): «Разве на реки воспылал, Яхве, гнев твой? разве на реки – негодование твоё, или на море – ярость твоя, что ты восшёл (tirkaḇ) на коней твоих, на колесницы (markəḇot) твои победные?... Ты конями своими проложил путь по морю, пучине великих вод» (Ав. 3, 8, 15); он «скачет (roḵeḇ) на облаках» (Пс. 67, 5), «делает облака своею колесницею (rəḵuḇo)» (Пс. 103, 3), «скачет (roḵeḇ) по небесам» (Втор. 33, 26), его «глас грома в колёсах (galgal)» (Пс. 76, 19), ср.: «к колёсам (’op̄anim) сим, как я слышал, сказано было: galgal» (Иез. 10, 13). (Еврейское слово galgal, «колесо», вероятно, является древним индоевропейским заимствование из ПИЕ *kʷekʷlos, как и еврейское слово sus «конь», из ПИЕ *ekʷos.)

На колесницах передвигаются также младшие боги, находящиеся в услужении у Яхве. Так, одного из них он посылает забрать пророка Илию: «Явилась колесница (reḵeḇ) огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2, 11). Чтобы защитить пророка Елисея от сирийцев, он направляет целое колесничное войско: «И открыл Яхве глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами (reḵeḇ) огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6, 17). При описании реформы царя Иосии в конце VII в. упоминаются «кони, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Яхве» и «колесницы (markəḇot) солнца» (4 Цар. 23, 11), а солнце, о чём свидетельствует, например, Втор. 4, 19, входило в состав воинства небесного и тем самым сынов божиих.

Как мы видим, вторжение в Левант в XVII в. до н.э. отрядов арийцев на колесницах, изобретённых индоиранскими племенами синташтинской культуры на Южном Урале ок. 2000 г. до н.э., и завоевание ими, в числе прочего, областей Ханаана, где позднее возникли Израильское и Иудейское царства, оказали очень глубокое влияние на местные народы. На колесницы пересели не только их земные правители, но и боги. В частности, Еврейская Библия запечатлела образ Яхве как арийского военного вождя бронзового века, мчащегося в бой на колеснице во главе сынов божиих в образе колесничного войска арийских дружинников-марья.

Деревня Лалеш - место паломничества езидов.

Оригинал взят у pilgrim_spb в Деревня Лалеш - место паломничества езидов.
Добраться к этой святыне религиозной общины езидов чрезвычайно сложно. Она расположена в 60 километров к северо-западу от Мосула на севере Ирака в непризнанной его части - Курдистане. Для начала нужно добраться до самого Курдистана. Можно с территории Турции с КПП Силопи - КПП Ибрагим Халиль. Раньше там ставили бесплатный штамп на пребывание в Курдистане до 10 дней. Этот штамп разрешал находится исключительно в границах непризнанного Курдистана, в остальной Ирак въезд был запрещен. Сейчас ситуация может измениться, перед поездкой в обязательном порядке визовый вопрос нужно уточнить! Если вам лень трястись на перекладных через Турцию, то в столицу Курдистана - город Эрбиль летают самолеты Turkish Airlines, визы в аэропорту там тоже выдавали. От КПП Ибрагим Халиль нужно на автобусе или такси попасть до автовокзала приграничного города Захо, оттуда на совместном шаред-такси с курдскими попутчиками уже можно доехать до любого крупного населенного пункта Курдистана или близлежащих городов арабского Ирака - Мосула или Киркука.



В Лалеш я поехал под самый конец путешествия из Дахука, четвертого по величине города в Курдистане. Езидская святыня находится в 50 километрах от Дахука по горному серпантину и общественный транспорт туда естественно не ходит. Остается только такси. Collapse )

Старые фото и тексты о городе Тбилиси

Оригинал взят у maximus101 в Старые фото и тексты о городе Тбилиси
Фотографии города все преимущественно 19 века. Тексты идут в примерном хронологическом порядке - от основания крепости Тбилиси персами до вхождения Грузии в состав Российской империи. Многие тексты я использовал при написании постов о Тбилиси ранее, но кое-что я добавил. Это первая часть, заканчивается она примерно 16 веком. Продолжение следует...

ДАВИД БАГРАТИОНИ
ИСТОРИЯ ГРУЗИИ

"По повелению Сапора (Шапур - царь Персии) построена тогда в Тифлисе крепость, в которой оставлены были персидские войска для воспящения иверцам."

Цитадель Тбилиси - Нарикала.


Collapse )

Евхаристические сосуды - Большой сион XII в. и Малый сион XI в. - из Новгородского кремля

Оригинал взят у uchitelj в Евхаристические сосуды - Большой сион XII в. и Малый сион XI в. - из Новгородского кремля
Большой иерусалим или большой сион по форме и иконографии повторяет малый (см. ниже). В музей иерусалим поступил из ризницы Софийского собора Новгорода в 1929г. Он воспроизводит одну из главных реликвий христиан - сень, сооружение над местом погребения и воскресения Христа, воздвигнутую над Гробом Господнем императором Константином Великим. Сион использовали во время литургии как сосуд для перенесения евхаристического хлеба.
Лицевые изображения в медальонах и на дверцах стилистически едины и выразительны. На куполе, в шести круглых медальонах представлены Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил, Гавриил и святитель Василий Великий, один из творцов литургии. Чеканные полуфигуры помещены на полусферической поверхности купола.
Образы апостолов, представленные на 12-ти подвижных створках дверей сиона, значительны и гармоничны. Это Петр, Павел, Фома, Филипп, Иаков, Варфоломей, Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов, Симеон, Андрей. Рельефные фигуры переданы свободно, в легком движении. Позы святых, драпировки одежд, жесты рук, орнаментированные подножия, лики индивидуализированы.
В основании иерусалима - большой дискос с гравированным изображением Голгофского процветшего креста, видного при раскрытых дверях. Купол сиона венчает четырехконечный крест с расширяющимися ветвями, на концах которых литые бусины.
Большой новгородский иерусалим, принадлежащий к аристократическому направлению в древнерусском искусстве, явно княжеский заказ. Возможно, новгородский князь Мстислав, внук короля Гарольда (англосаксонского) и правнук византийского императора Константина Мономаха, имея тесные контакты и с византийской столицей, и с западноевропейским миром, мог заказать роскошный иерусалим, связанный с новгородской Софией.



Collapse )