Erazmys (erazmys) wrote,
Erazmys
erazmys

Христианское прошлое чеченского тейпа Аккий (горных аккинцев).

Оригинал взят у serg_slavorum в Христианское прошлое чеченского тейпа Аккий (горных аккинцев).
Примечание: горных аккинцев тейпа Аккий не стоит путать с более известными равнинными аккинцами, этнографической группой вайнахов (иногда из считают одним из тухкумов - тейповых союзов чеченского народа), проживающих в исторической области Аух на западе Дагестана с центром в городе Хасавюрт. Хотя и те и другие имеют общее происхождение из исторической области Лам-Акка (горная Акка) на границе Чечни и Ингушетии.

А теперь само предание.

Самая ранняя (также устная) версия происхождения аккинцев из Акки-лам приводится в известной работе Башира Далгата «Первобытная религия чеченцев»:

«Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики-чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это – горы Акки-лам; там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца. Роды нахчи (чеченцев) ели тогда свинину и были «русские», т.е. христиане. Судя по тому преданию, чеченцы в горах были христианами лет 400-500 тому назад; очевидно, они оставались ими и долгое время по выселении из гор в Ичкерию (предгорья) и далее на плоскость. Пока не стали забывать принесенную ими из гор веру и учение». (Однако замечу, что Башир Далгат цитирует рассказ чеченца по публикации в газете «Терские ведомости» за 1870 год.)

Примерную локализацию области проживания "горных христиан" см. на карте. Замечу, что река Фартанга -  Мартан:

Акки_христиане.jpg

Акинцы утверждают, что лет четыреста или более тому назад, из галгаевских обществ пришли вооруженные люди, европейцы (фиренг), и поселились близ Галанчожского озера. На горе, лежащей на южном берегу его, они выстроили церковь, обнесли ее каменною оградою, с четырьмя воротами, - для тушин, галгаевцев и местных племен. Каждыя ворота обращены были к горам, занятым упомянутыми племенами. Постройка церкви сопровождалась большими затруднениями и препятствиями со стороны горцев, в то время еще язычников, но несмотря на то, церковь была воздвигнута, и тогда, прибавляет предание, из Чечни, Грузии, Галгая и окрестных обществ стали стекаться люди молиться в церкви Богу христиан, и каждый народ входил отдельно в ворота, для него в ограде сделанныя. Несколько лет продолжался этот порядок вещей, и европейцы находились в самых миролюбивых и дружеских отношениях с туземцами. Но потом мало-помалу они стали теснить этих последних, отнимать у них женщин, имущество, - и все фамилии горския, даже и те, которыя между собой враждовали, - заключивши союз, возстали на пришельцев. После кратковременной, но упорной и кровавой войны, европейцы были побеждены и удалились опять тою же дорогою через Галгай. Аккинцы и терлоевцы до сих пор [т.е. в 1868 г. – прим. мое: О.Б.] еще показывают то место, где был у них с этими чужеземцами последний кровавый бой, после которого они вынуждены были отступить» [Ипполитов, 1868]. Итак, исходя из информации рассказчиков, хронологические рамки исторических событий по преданиям об аккинцах колеблются от «от 860 до 400-500 лет тому назад», то есть от X века-XIII века (!)

Так, вероятно, был предан забвению или неизвестен изначальный смысл знаменитых чеченских каменных крестов, о которых пытались узнать от местных жителей еще в археологической экспедиции В.Ф. Миллера в 1886 году. Н. Харузин, описывая эту необыкновенную экспедицию и встречи с местными жителями в очерке «По горам Северного Кавказа», сообщает следующее:

«Кромѣ развалинъ церквей и часовенъ христiапскихъ, они считаютъ священными мѣстами еще тѣ, гдѣ нѣкогда, по пре­данiю, стояли кресты, къ которымъ въ стародавнее время ходили молиться; и теперь мимо многихъ подобныхъ мѣстъ, хотя отъ этихъ крестовъ не сохранилось и слѣда, мѣстные жители ходятъ съ суевѣрнымъ страхомъ, набожно снимаютъ шапки и кланяются» [Харузин 1888].

Полностью статья здесь:

http://akka.ru/?type=info&cat=77&subcat=96&subsubcat=149


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments