Erazmys (erazmys) wrote,
Erazmys
erazmys

Численность дивизий в ВОВ и мобресурс

Оригинал взят у paul_atrydes в Численность дивизий в ВОВ и мобресурс
Нередко можно встретить мнение, что небольшая численность советских стрелковых дивизий в конце войны была вызвана истощением людских ресурсов СССР. Типа, когда людей было много, то дивизии были "толстыми", по 10-11-12 тысяч, а в 1945-м в связи с их (людей) расходом "похудели" до 3-4-5 тыс.

Действительно, огромные потери в 41-42 (да и в 43-м они были немалыми) вызывали панический ужас в Главупраформе. В интернете уже выложено несколько записок тогдашего главы, Е.А. Щаденко, где описываются трудности с пополнением и оставшимися резервами и общее (немного утрированное) впечатление от них - "ещё полгода повоюем и всё кончится". Тем не менее, численность Красной Армии (флот учитывать не будем) в 41-42-м гг. росла, а в 43-45-м - поддерживалась на определённом уровне.
1 декабря 1941 г.  -  8 228 040;
1 мая 1942 г.      - 11 218 122;
1 ноября 1942 г.   - 10 847 131;
1 июля 1943 г.     - 12 180 824;
1 января 1944 г.   - 11 917 464;
1 июня 1944 г.     - 12 044 024;
1 января 1945 г.   - 11 999 414.

Численность Действующей Армии демонстрировала примерно ту же динамику.
1 декабря 1941 г.  - 3 715 517;
1 мая 1942 г.      - 5 375 370;
1 ноября 1942 г.   - 6 304 157;
1 июля 1943 г.     - 6 393 809;
1 января 1944 г.   - 6 133 641;
1 июня 1944 г.     - 6 442 866;
1 января 1945 г.   - 6 509 127.

Понятно, что не от недостатка людей "похудели" дивизии, если общая численность остаётся той же или она даже больше относительно ранних дат. Впрочем, есть данные, показывающие примерно одинаковую картину на протяжении всей войны:

Средний численный состав стрелковых дивизий 1941-1945 гг.
Кампании              тыс. чел.

Зимняя 1941/42           5,7
Зимняя 1942/43           6,0
Летне-осенняя 1943       5,5
Зимне-весенняя 1944      5,0
Летне-осенняя 1944       6,0
В Европе 1945            5,1
Ситуация связана, скорее, с общей структурой Действующей Армии и доли в ней стрелковых войск. В книге Кривошеева приводятся данные потерь ДА в 1943-45 гг. по видам и родам войск, а из процентов можно вывести их среднемесячную численность.
Стрелковые войска        2 672 899
УРы                         81 283
Конница                    124 546
БТМВ                       431 512
Артиллерия РГК             565 142
Гв. миномётные части        95 671
Части ПВО РГК              167 604
Огнемётные части            12 312
Войска связи               154 039
Инженерные войска          191 416
Военнодорожные войска      149 889
Автортанспортные войска     96 112
Прочие                   1 318 547
ВВС                        394 469

Итого                    6 455 443
И если первую строчку поделить на 455 расчётных дивизий в январе 45-го, то получим по 5 874 человека на дивизию. В ходе кампании эта численность, естественно, проседает.

Большое количество стрелковых дивизий, наштампованных в мобилизационном угаре 41-42-го годов, было невозможно поддерживать в близкой к штатной численности при ограничении как общей численности вооружённых сил, так и, особенно, Действующей Армии при одновременном росте доли технических войск (танки, артиллерия, авиация, обеспечение). Альтернативой могло быть резкое (примерно в два раза) сокращение числа сд, что позволило бы иметь более сильные дивизии как в "штыках", так и артиллерии, но по неизвестным мне причинам (о них можно только гадать) советское командование предпочитало слабосильные, но многочисленные пехотные юниты.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments