Была уверена, что у меня есть пост об агитфарфоре, но ошибалась. Срочно исправляю это недоразумение. :-)
История советского агитфарфора 20-х годов очень занимательна. Начнем с того, что после революции Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге был национализирован. В кладовых завода сохранилось большое количество готового не расписанного фарфора - "белья", который решено было использовать для пропаганды революционных идей. Предполагалось, что тарелки с пролетарскими лозунгами должны попасть в каждую семью и способствовать воспитанию нового человека. Однако на деле все оказалось с точностью до наоборот. Коллекционеры быстро оценили уникальность этих изделий, и до народа агитфарфор так и не дошел. Тем более, что ручная роспись достаточно трудоемка, и массовый выпуск такой продукции в то время не легко было наладить. Разработкой новой программы росписи фарфора руководил художник Сергей Чехонин, имевший в то время опыт работы в книжной и журнальной графике. Прекрасное владение шрифтовой композицией позволило ему создать высокохудожественные яркие работы на довольно скучном самом по себе материале политических лозунгов и эмблем. Судя по всему его не сильно заботила читаемость лозунгов, скорее он воспринимал их как орнамент. Стилистически его работы перекликаются со стилями ар деко и супрематизм.

О Чехонине см. у Алдашина http://aldashin.livejournal.com/452116.html и по ссылкам внизу поста.

Чехонин. Тарелка 1919


Чехонин. Тарелка "Кубистическая с молотом", 1919



Чехонин. Комплект "Красная лента", 1919

Чехонин. Поднос "Красный Балтийский флот 1917-1919". 1920


Блюдо "Печаль". Чехонин, Радонич.
В создании агитационного фарфора наряду с Чехониным принимали участие многие русские художники - Н.Альтман, Н. Данько, М. Лебедева, М. Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б.Кустодиева, К. Петрова–Водкина, М.Добужинского, К.Малевича и В.Кандинского.

Н.Альтман.

М. Адамович
Больше фотографий произведений разных авторов здесь http://humus.livejournal.com/2024526.html
Свой самобытный стиль создала талантливая художница А. Щекотихина-Потоцкая. Ее вдохновляло народное искусство, сказки, лубок, икона, сцены народной жизни.
Более подробно с ее творчеством можно познакомиться здесь http://ornament-i-stil.livejournal.com/410067.html и здесь http://tzar.ru/science/research/schekatihina




Впоследствии на заводе было налажено производство фарфора новых форм.

Малевич. Чайник и чашка, 1918-1920

http://humus.livejournal.com/2024526.html
http://aldashin.livejournal.com/452116.html
http://www.liveinternet.ru/users/lusiya78/post326317764/
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Sergey_Chekhonin
http://www.liveinternet.ru/users/mariya-mirabella/post199487612/
http://streetart-ekb.livejournal.com/283708.html
http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post84684120/
http://nash-farfor.ru/index.php?route=information/information&information_id=28
История советского агитфарфора 20-х годов очень занимательна. Начнем с того, что после революции Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге был национализирован. В кладовых завода сохранилось большое количество готового не расписанного фарфора - "белья", который решено было использовать для пропаганды революционных идей. Предполагалось, что тарелки с пролетарскими лозунгами должны попасть в каждую семью и способствовать воспитанию нового человека. Однако на деле все оказалось с точностью до наоборот. Коллекционеры быстро оценили уникальность этих изделий, и до народа агитфарфор так и не дошел. Тем более, что ручная роспись достаточно трудоемка, и массовый выпуск такой продукции в то время не легко было наладить. Разработкой новой программы росписи фарфора руководил художник Сергей Чехонин, имевший в то время опыт работы в книжной и журнальной графике. Прекрасное владение шрифтовой композицией позволило ему создать высокохудожественные яркие работы на довольно скучном самом по себе материале политических лозунгов и эмблем. Судя по всему его не сильно заботила читаемость лозунгов, скорее он воспринимал их как орнамент. Стилистически его работы перекликаются со стилями ар деко и супрематизм.
О Чехонине см. у Алдашина http://aldashin.livejournal.com/452116.html и по ссылкам внизу поста.
Чехонин. Тарелка 1919
Чехонин. Тарелка "Кубистическая с молотом", 1919
Чехонин. Комплект "Красная лента", 1919
Чехонин. Поднос "Красный Балтийский флот 1917-1919". 1920
Блюдо "Печаль". Чехонин, Радонич.
В создании агитационного фарфора наряду с Чехониным принимали участие многие русские художники - Н.Альтман, Н. Данько, М. Лебедева, М. Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б.Кустодиева, К. Петрова–Водкина, М.Добужинского, К.Малевича и В.Кандинского.

Н.Альтман.

М. Адамович
Больше фотографий произведений разных авторов здесь http://humus.livejournal.com/2024526.html
Свой самобытный стиль создала талантливая художница А. Щекотихина-Потоцкая. Ее вдохновляло народное искусство, сказки, лубок, икона, сцены народной жизни.
Более подробно с ее творчеством можно познакомиться здесь http://ornament-i-stil.livejournal.com/410067.html и здесь http://tzar.ru/science/research/schekatihina



Впоследствии на заводе было налажено производство фарфора новых форм.

Малевич. Чайник и чашка, 1918-1920

http://humus.livejournal.com/2024526.html
http://aldashin.livejournal.com/452116.html
http://www.liveinternet.ru/users/lusiya78/post326317764/
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Sergey_Chekhonin
http://www.liveinternet.ru/users/mariya-mirabella/post199487612/
http://streetart-ekb.livejournal.com/283708.html
http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post84684120/
http://nash-farfor.ru/index.php?route=information/information&information_id=28