Erazmys (erazmys) wrote,
Erazmys
erazmys

Святая Ирина. Что внутри.

Оригинал взят у trianda в Святая Ирина. Что внутри.


     Центр Акрополя (первый двор Топкапы) занимает просторный зеленый газон, размокший от дождя. В хорошую погоду здесь валяется на солнце стая бродячих собак (впрочем, все они чипированы), сегодня же пасмурно, справа вьется внушительная очередь к кассам дворца Топкапы. Немногочисленные туристы сворачивают влево - к Археологическому музею и парку Гюльхане. И совсем уж единицы задерживаются у маленькой билетной будочки Святой Ирины.


  Церковь Святой Ирины - уникальный храм. Во-первых, его принято считать единственным византийским строением на территории Акрополя (правда, непонятно тогда, что делать с византийской же маленькой церковью в третьем дворе Топкапы), во-вторых, Святая Ирина никогда не была мечетью, - при османах здесь располагался арсенал, а затем - склад всяких редкостей.

       Вход в церковь находится под беломраморным турецким навесом, совершенно не подходящим к суровой красоте Святой Ирины. Легкие колонки и орнаментальные панно смотрятся наивно и трогательно.

        Святая Ирина - старшая сестра величественной Святой Софии. Когда-то здесь стоял храм Афродиты. но при Константине (в начале IV в) здесь возвели базилику, вплоть до 360 года выполнявшую роль патриаршего храма. После освящения Святой Софии ее старшая сестра, названная в честь Божественного Мира, была объединена с Софией общим двором и обслуживалась одним клиром. пространство между церквями заполняли кухни, подсобные помещения и большой госпиталь Святого Сампсона Странноприимца.
         Чтобы представить себе Святую Ирину в расцвете красоты, нужно помнить, что культурный слой здесь зв века поднялся более чем на пять метров, а сам храм неоднократно горел (в том числе и во время восстания Ника) и обрушивался из-за землетрясений. Так что современный вид храма - примерно 753 года, периода активного иконоборчества.
         Вниз, к мощному мраморному порталу входа, ведет непривычно широкий пандус.



          Святая Ирина - крестово-купольный храм. Огромный основной купол диаметром 15,5 метров венчает четырехугольник стен 42,2 на 36,7 метров.
          Внутри все огромное. Поражают мраморные окладки наглухо запертых дверей, лаконично украшенные простыми крестами.


            На хоры ведет современная и довольно уродливая деревянная лестница. К сожалению, доступ туда закрыт.


        Прекрасно сохранились тщательно пригнанные друг к другу плиты пола. Оригинальный способ укладки - не часто встречала такой. Сравните с мраморными реками соседней Софии!


       Западная галерея Святой Ирины, откуда открывается выход в атриум, огромна и сурова.


           Тусклый свет январского дня вливается через окно в южной стене.
           При императоре Констанции II именно здесь, в святой Ирине. проходили ожесточенные споры с арианами. В 346 году в ходе массовых беспорядков в давке у стен церкви погибло около трех тысяч человек - константинопольцы не желали пропускать в храм арианского епископа Македония, охрана стала расчищать путь мечами, народ, как положено, запаниковал, что и повлекло за собой печальные последствия.


        Атриум Святой Ирины - Юстинианов. К сожалению, мало у каких византийских храмов сохранились атриумы - например, на месте огромного двора Святой Софии сейчас летнее кафе, магазин сувениров  и улочка. Однако здесь храмовый двор в прекрасном состоянии, жаль, что нельзя проникнуть за стеклянные двери. Колоннада, однако, поздняя, османская.
        В глубине, у колоннады, - огромный порфировый саркофаг. Удивительно, но саркофаг не поврежден временем, сохранилась и плотно пригнанная крышка. Высотой это чудо 2,83 метра, стороны - 3,20м. на 1,91 м. В путеводителях этот саркофаг отмечен как саркофаг императора Константина, но в действительности в нем, вероятнее всего, покоятся останки Элии Евдоксии, 24-летней красавицы, супруги императора Аркадия, умершей родами 6 октября 404 года.


       Крышку саркофага украшает интересный крест - анкх, восходящий к иероглифу "жизнь".
       В атриуме находятся остатки еще одного  императорского порфирового саркофага, разбитого и неизвестно кому принадлежащего, а также колодец и большой глиняный сосуд, возможно, для хранения зерна.


         Полюбовавшись двором, возвращаемся в нартекс. Здесь в арках окон кое-где сохранились мозаичные фрагменты с геометрическим узором.


       Плохо сохранившиеся остатки росписей проступают на потолке южного придела.


       Внутреннний объем поражает. Это огромное, пустое и залитое светом пространство не портит даже натянутый тент (с потолка что-то сыплется и капает). На одной из центральных плит пола восседает огромный черный кот.
       Кстати. отсюда видно. что колонны - разной длины и уравновешены базами.



         Прекрасные в своей простоте капители с крестами и кое-где - с императорскими монограммами, их видно со стороны приделов.


         Иногда Святая Ирина используется как концертный зал - благодаря отличной акустике.


        В апсиде редкость - синтрон или специальные, выложенные амфитеатром, ступени для епископов. Синтрон поднят над уровнем пола примерно на метр, от основной части храма его отделяет деревянный подиум.


       Деревянные лестницы и соединяющая их галерея перекрывают высокую арку в западном конце нефа. Кот (возможно, вышедшись прогуляться хранитель этого места) продолжает сидеть, внимательно оглядывая посетителей. Поглаживания не одобряет.


      Через тент можно рассмотреть главный купол.


        В апсиде находится единственное украшение Святой Ирины - огромный мозаичный крест. Удивительно, что изображение выложено на выгнутой поверхности. Черный контур эффектно выделяется на золотом фоне.


          С мая по июль 381 года здесь проходили заседания Второго Вселенского собора.


         Вот так выглядят внешние стены атриума Святой Ирины - аркада на заднем плане. Белые колонны с толстенькими капителями - оин из дворов госпиталя Святого Сампсона. Туристы почему-то сюда не забредают, а жаль.


         Здесь хорошо виден константнопольский уровень почвы - ведущая в атриум дверь была полностью закрыта культурным слоем.


        На задворках летнего кафе - вот такая интересная яма с ведущими в сторону Святой Софии тоннелями. Все пространство между храмами сейчас застроено - тут и мощные стены парка Гюльхане, и целая улица домов, - и представить себе византийское лицо этого места практически невозможно. Думаю, архелогов ждет немало открытий.
      Напомню, что вокруг церкви Святой Ирины в прошлом году внимательно бродили тут:http://trianda.livejournal.com/164765.html


        Хранитель места прощается с вами. Продолжение следует





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments